Министерская чехарда. Акт второй – не последний.
24 ноября 2013
22 ноября, под занавес рабочей недели, появилась информация об отставках сразу трёх знаковых чиновников: Владимира Пашкова – первого заместителя председателя правительства, Владимира Дорофеева – руководителя аппарата губернатора и правительства, Александра Суханова – управляющего делами губернатора и правительства Иркутской области. Если первый – Владимир Пашков – может считаться отчасти политической фигурой, то В. Дорофеев и особенно А. Суханов – чиновники-исполнители, номинально технические фигуры. О чём это говорит? О том, что в Иркутской области правят команды клиентелы, состоящие из людей, главное достоинство которых должно состоять в личной преданности патрону. Деловые и профессиональные качества, может, и желательны, но не обязательны и вторичны. При этом не всегда вес и влияние определяются должностью. То же, кстати, мы видим и на уровне федерации, где реальная власть находится в руках Президентской администрации. Если что-то по поводу перестановок в областной администрации и не подтвердится, сути это не изменит: пересадки из одних чиновничьих кресел в другие не прекратятся. Поневоле вспомнишь бессмертные строки: "А вы, друзья, как ни садитесь..."
По поводу назначения Елены Осиповой министром образования сказать что-то определённое трудно. Она была исполнителем при Басюке, но будем надеяться, в его сомнительных "делах" непосредственного участия не принимала. Хотя именно Елена Осипова, в ответ на мой соответствующий запрос в Министерство образования России, рапортовала по начальству о том, что проблема с бесплатными школьными учебниками в области решена, за исключением Иркутска, Иркутского и Шелеховского районов. Но уже после этого становится известно о многолетнем дефиците учебников в ангарских школах, где средняя обеспеченность ими составляет 81%. Однако главный вопрос не в личности нового министра, хотя это и важно. Главный вопрос к губернатору: понимает ли он, что образование – это не сфера услуг, это фундамент существования и развития регионального сообщества. Средства массовой информации приписывают Сергею Владимировичу Ерощенко такое резюме по итогам IV Съезда работников образования Сибири: "В Приангарье именно научно-образовательный потенциал является одним из самых главных конкурентных преимуществ. Для развития экономики надо искать новые ресурсы, это не только природные ресурсы и промышленный потенциал, но и образовательный. Нужно добиваться максимального соответствия сегодняшним запросам к образованию".
Не согласен. Школа – это, в первую очередь, очаг культуры, патриотизма, передачи от поколения к поколению лучших национальных черт и традиций. В любом населённом пункте, если есть школа, есть жизнь и перспектива. Нет школы – жизнь замирает, поселение остаётся только на старых картах. А за последнее время были закрыты почти двенадцать с половиной тысяч школ. Вот что значит пресловутый "экономический" подход. Содержание современного школьного образования также вызывает нарекание у всех нормальных людей. Но почему совершенно не слышно здравых слов о нём со стороны администраций разного уровня? Или у нас один Путин имеет право на понимание абсурдности новшеств креативных чиновников? Я и мои коллеги все годы существования ЕГЭ доказывали его абсурдность и коррупционность. Теперь мы видим, как Президент фактически от него открещивается. Следующий вопрос об учительских кадрах. Считаю, дайте людям хорошую зарплату, обеспечьте жильём и оставьте в покое. И будет опять результат не хуже советского. И ещё. На протяжении ста лет иркутский учительский институт готовил учителей для региона. И вдруг стал плох. Судя по тому, что вокруг него происходит, кто-то решил покончить с педагогическим образованием в области. Понятно, что ни в каком университете по университетским лекалам учителя не сделаешь. Но что-то я не слышал о помощи со стороны губернской администрации академии образования. Ни в Москве, ни в Иркутске. Мы с коллегой Иваном Грачёвым пытались исправить ситуацию, но нужно действовать общим фронтом. Очевидно, чиновничьи амбиции нужно преодолевать.