Власть живёт мифами, оплачивать которые заставляет население
09 декабря 2013
Иван Дмитриевич, осень нынешнего года выдалась на редкость минорной. Что ни правительственное выступление, то едва ли не запугивание. Всё пропало, но будет всё хуже и хуже.
Действительно. И министры, и их премьер, да и Путин, я уж не говорю об их либеральных советниках, предрекают России прозябание. Как будто не у нас, а где-то в другой благословенной стране находится треть мирового богатства.
Но нам объясняют, что виной всему мировые трудности.
Это не так. Главное сейчас суметь отказаться от либеральных мифов об универсальности, всеобщности рыночных стимулов. Эти представления успели устареть, и давно опровергнуты. В том числе в тех отраслях, которыми я занимаюсь профессионально.
То есть и в энергетике, и в ЖКХ, и в социальной сфере?
Именно так. Берём электроэнергетику. Как её переделывал образцовый реформатор Чубайс? По принципу: взять и поделить РАО "ЕЭС". Но дроблением энергокомпаний даже создать между ними конкуренцию не удалось. Не то что бы улучшить дела. В стране действуют тысячи мелких компаний, они заняты тем, что повышают тарифы и собирают с потребителей деньги на псевдоинвестиционные программы, тогда как в действительности состояние сетевого хозяйства ухудшается. Теперь, чтобы переломить тенденцию, необходимы объединение, укрупнение и централизация сетевых компаний.
"Вот такая загогулина, понимаешь..." Но что же делать? Ведь тот же Медведев бредит новой приватизацией и относится к частной собственности, как индус к коровам. Священное животное пусть ест, пьёт, и есть что показать "просвещённым" иностранцам.
Давайте всё же идти от проблемы, а не от мифологии. Фиксируем. Первое. Нынешнее положение распределительного электросетевого комплекса страны приводит к отключениям электричества в регионах, росту тарифов на электроэнергию, снижению оперативности в аварийных ситуациях, старению и снижению надежности сетей. Территориальные сетевые организации, находящиеся в руках частного собственника, сами себе определяют уровень и качество предоставляемой услуги и практически не несут никакой ответственности перед потребителем. При этом, чем больше количество территориальных сетевых организаций (ТСО), тем выше издержки, а, значит, и тариф. Второе. В подавляющем большинстве случаев распределительные сети в городах и населенных пунктах России эксплуатируются ТСО различных форм собственности, не входящими в структуру ОАО "Россети". Третье. Любое юридическое лицо может стать сетевой организацией. Большинство небольших компаний этим пользуется и откровенно паразитирует на услуге по передаче электроэнергии, нагружая своими затратами тариф на электричество. В России более 3600 ТСО, которые живут по своим правилам. Для сравнения: в Германии менее 800, в Великобритании всего16.
Теперь о том, как менять ситуацию, приводить её к здравому смыслу. Можно юридически подтолкнуть компании к укрупнению с помощью новых технических нормативов, которым мелкие компании не смогут соответствовать. Нужно стимулировать присоединение мелких компаний к "Россетям". В качестве компромиссного способа можно рассмотреть вариант консолидации на административном уровне. Думаю, что это будет одной из основных тем в первой половине 2014 года.
Иван Дмитриевич, мы знаем, что Вы входите в Межпарламентскую рабочую группу Россия-ЕС по энергетике. Хотелось бы понять, это очередная "комиссия по согласованию и одобрению всего и вся", каких у нас пруд пруди, или что-то стоящее?
Нужное, это точно. И нужное всем и даже каждому россиянину. Пример. Евросоюз принял так называемый "третий энергетический пакет" с целью диверсификации поставок газа в Европу. Основный смысл в том, что компания, которая поставляет газ, не может владеть энерготранспортными сетями. Значит, наш "Газпром" ставят перед необходимостью делиться своей трубой с другими компаниями. В настоящее время доля "Газпрома" в поставках природного газа в ЕС составляет около 30%. Принятие третьего энергопакета уже привело к тому, что российский газовый холдинг столкнулся с серьезной конкуренцией и падением цен и спроса на газ. Понятно, что мы не считаем целесообразным ограничение вертикально интегрированных компаний в правеё владения и управления энерготранспортными сетями. В этом вопросе я все-таки рассчитываю на конструктивный диалог и взаимопонимание, когда будут максимально полно учитываться объективные интересы разных стран. Отмечу, что еще лет семь назад большинство европейских парламентариев были необъективны в отношении России и российского газа. Сегодня выросло количество депутатов, занимающих объективную и спокойную позицию. В любом случае, сражаться за национальные интересы – моя патриотическая и профессиональная обязанность.
Иван Дмитриевич, но насколько известно, в Европе спрос на голубое топливо упал закономерно. В мире происходит, с подачи США, сланцевая революция. Мощные запасы сланцевого газа – у Китая. Это с неизбежностью еще сильнее ударит по ценам на российский природный газ.
Я уже давал с трибуны Госдумы свои оценки по себестоимости сланцевого газа это примерно 200 долларов за тысячу кубов. Они сейчас подтверждаются. Так что слухи о дешевизне сланцевого газа преувеличены. Более того, мы знаем, что компания Shell, во-первых, списала 2 млрд. долларов убытков по сланцевому газу в Северной Америке, во-вторых, вышла из всех проектов. Глава Shell Питер Возер заявил, вышли потому, что проекты нерентабельные. Поэтому, на мой взгляд, и в Китае не будет много сланцевого газа, и для Японии не будет дешевого сланцевого газа. Недавно я участвовал в видеомосте Москва – Пекин, посвященном вопросам энергетики. Видный китайский ученый профессор Сунь Юнсян весьма скептически отозвался о перспективах добычи сланцевого газа в Китае. И это несмотря на то, что города в Китае отапливаются углем, угля сжигается огромное количество, и в городах из-за этого есть проблемы с экологией. Но даже при этом Китай на сланцевый газ не рассчитывает. Уверен, что в ближайшей исторической перспективе будет работать восходящая тенденция по ценам на нефть и газ.
Возможна ли конкуренция между нашими компаниями на внешних рынках?
Сегодня тот редкий момент, когда на России сходятся интересы восточных держав. Соответственно этот рынок должен быть занят и занят российскими компаниями в самые короткие сроки. Развитые страны АТР Китай, Япония, Корея настроены на долгосрочные контракты. Делегация нашего комитета встречались в парламенте Японии с депутатами, с представителями исполнительной власти и компаний. Есть абсолютная уверенность, что японцы будут закрывать все атомные станции. Им уже сегодня нужно порядка 50 миллиардов кубов газа. Не когда-то, а сейчас, и по хорошим ценам. В настоящее время Япония закупает сжиженный природный газ на Ближнем Востоке. Транспортная составляющая очень высока. Будь у России возможность в том же объеме поставлять СПГ, японцы бы экономили немалые деньги. А они считать умеют. Поэтому сейчас и проявляют такой интерес к проектам сахалинского шельфа и к поставкам сжиженного газа с Сахалина как наиболее выгодным для себя. Но уж никак не к сланцевому газу из Америки. Идем дальше. Корея. Этой стране необходимо порядка 20 миллиардов кубов. Не когда-нибудь, а сейчас. Китай. Только Пекину нужно 10-15 миллиардов кубометров газа. Потребности всей страны в кратчайшей перспективе порядка 70 миллиардов кубов. Понятно, что один "Газпром" такие объемы закрыть не может. Места на внешнем рынке достаточно для всех грамотно работающих российских компаний.
В ноябре Государственная Дума приняла законопроект "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об экспорте газа". Вы выступали содокладчиком. Как вы оцениваете данный законопроект?
Как абсолютно своевременный и правильный. Комитет поддержал его единогласно. Там сохраняется лицензирование, сохраняется общегосударственный контроль над объемами и направлением экспорта. Энергетика – дело чрезвычайной государственной важности. Очень сложное, требующее постоянной системной работы, в том числе и на завершающей стадии, такой как экспорт.
Иван Дмитриевич, в последнее время на новый уровень вышло Ваше взаимодействие с Иркутским техническим университетом. Не потому ли, что он готовит энергетиков?
В большой степени так. На базе ИрГТУ образована экспертная секция "Кадровое обеспечение ТЭК" в составе Консультативного Совета при председателе Комитета Государственной Думы по энергетике, а я являюсь председателем. Руководит секцией и. о. ректора ИрГТУ Александр Афанасьев. 2 декабря 2013 года прошло её вводное заседание. Одним из направлений деятельности экспертной секции станет доклад о состоянии и перспективах подготовки кадров для ТЭК Сибири и Дальнего Востока. Может, ещё важнее мне встречаться со студентами, в частности с энергетиками. Студенты хорошие, заинтересованные и грамотные. Хотя для объективности должен сказать, хороший профессиональный уровень не только у энергетиков технического университета, но и у студентов ВСГАО, БГУЭП, с которыми я часто общаюсь в различном формате.
Иван Дмитриевич, недавно в Государственной Думе проходили слушания, организованные комитетом ГД по энергетике, вашим комитетом. Обсуждалось ли в рамках мероприятия правительственное нововведение социальная норма потребления электрической энергии?
Да это так. Напомню суть дела. До 1 марта 2014 года органами субъектов Российской Федерации будет устанавливаться этот паёк. В некоторых субъектах Российской Федерации эксперимент уже проходит. Установленный размер нормы потребления колеблется от 50 кВт/ч до 190 кВт/час на человека в месяц. Но вот, что, например, говорили северяне на слушаниях. Климатические условия, а также состояние жилищного фонда таковы, что не позволяют реализовать те стандартные решения, которые проходят проверку в других регионах. Я согласен, ситуация, действительно, тревожная. Многие сибиряки, особенно в зимний период, пользуются электрическими приборами для отопления домов, нагревания воды, что подразумевает потребление не менее 3-4 тысячи кВт.ч. Это очень серьезная проблема, но внимание к ней не было привлечено, и большая часть нашего населения даже не подозревает, с чем ей придется столкнуться. По хорошему счету, еще на самой начальной стадии этого проекта должно было состояться общественное обсуждение. Народ должен был потребовать пересмотреть эти правила.
Считаю, что социальный паёк встраивается в общую логику нынешнего правительства РФ и большинства региональных, в том числе Иркутского. Возьмём российский бюджет. Там предусматриваются социальные нормы, которые будут ограничивать людей в потреблении электричества, тепла и увеличивать цены. И там закладывается сокращение расходов и на образование, и на здравоохранение. Я с этим не согласен. Нельзя обдирать людей как липку в угоду кабинетным представлениям об экономике и в интересах узкого слоя дельцов, которых по недоразумению или злому умыслу называют предпринимателями.
В действиях власти есть система и система порочная. Она иллюстрируется неограниченным количеством примеров. Лет десять назад я предупреждал, что накопительная часть пенсионных денег будет обречена. Так и случилось. Но дело не в моей интуиции – потому что и тогда, в 2001-2002 годах, все легко поддавалось расчету. Вот что сегодня меня волнует и даже возмущает! Мы спорили в Думе с Зурабовым – ясно было все кончится крахом. Большие деньги, сопоставимые с государственным бюджетом, в реальном исчислении быстрее самой страны расти не могут. К тому же неизбежны накладные расходы, которые в мире нигде не составляют меньше 10 процентов, а в России ниже 25 процентов. Это было теоретически очевидно с самого начала. Однако эти люди, не имеющие государственного склада ума, вели себя скорее как финансовые спекулянты. Никаких шансов не провалиться у государственной накопительной системы не было. К сожалению, это теперь не просто доказано экспериментально, но и признано хотя и не без демагогов, своим визгом смягчивших вынужденную откровенность.
А что Вы думаете о новой балльной системе начисления пенсии?
То, что правительство России предлагает пятую за прошедшее десятилетие пенсионную реформу. И сейчас будущих пенсионеров опять ведут к тупику. Это мне напоминает ЕГЭ со всеми вытекающими. Между тем, чтобы наполнить реально пенсионную казну – сначала нужно установить справедливые налоги. Прежде всего, разобраться до конца с социальным налогом, не вынуждать малый и средний бизнес, едва сводящий концы с концами, платить тайком в конверте.
У нас в стране существует антисоциальная тенденция, при которой чем больше человек зарабатывает, тем меньше платит в пенсионный фонд.
В России богатые и бедные платят не равные налоги. Богатые платят существенно меньше. Дело в том, что под видом страховых взносов богатых в принципе освободили от налоговых платежей. Таким образом, рядовые работники и бедные платят налоги порядка трети от своей зарплаты, а богатые – платят ноль. Такого в мире нигде нет. А у нас единороссы такое положение поддерживают блокируют законопроекты, направленные на справедливое налогообложение.
Баллы оттуда же. Эти затейливые схемы создаются для того, чтобы запутать людей на случай, если деньги куда-то провалятся – по глупости или корысти. Потому что с точки зрения математики ситуация очень простая. Есть трудовой стаж, есть уровень выплат в пенсионный фонд. На основании этих двух параметров человеку должен быть установлен уровень пенсии, которую он получает. И построить какую-то зависимость между этими двумя параметрами и величиной пенсии достаточно легко. Люди и государство должны иметь простую и понятную модель, по которой происходит расчет пенсии.
Вместо этого навязывается хитрая делёжка. К примеру, в перспективе собираются отменить базовую часть пенсии у работающих пенсионеров. У нас подрабатывают примерно десять миллионов человек – лишить каждого из них 3,5 4 тысяч рублей больно ударить по их кошельку. Есть там хитрости с соотношением доходов пенсионного фонда и его обязательств, что повлияет на стоимость этих придуманных баллов.
Такие же хитрости и со страховой частью пенсии – теперь работодатель должен будет отчислять взносы в пенсионную систему как минимум с двух МРОТ что тоже далеко от реальности, многие работодатели, при нынешних несправедливых налогах, отчислять такие суммы не станут. В итоге, как всегда, основной удар придется по самому бесправному звену наемным работникам.
Иван Дмитриевич, не могу не спросить. В ноябре премьер Медведев решил обязать россиян выплачивать квартплату авансом.
Само по себе то, что люди будут выкладывать деньги за еще несделанное, развратит окончательно сферу, которую итак не без оснований сравнивают с "черной дырой". Нынешний премьер обещал, когда он был президентом, обеспечить финансовую прозрачность управляющих компаний и всей коммунальной сферы. До сих пор это обещание не выполнено ни прозрачности, ни порядка. Наплодили посредников между поставщиками и населением, а теперь якобы не знают, куда деваются собранные деньги. В Госдуме в этой связи недавно публично вспомнили, как Минрегион отстранился от мониторинга платежей за услуги ЖКХ. Это не случайно давно уже известно, что население в основном платит аккуратно – на уровне 93-97 процентов. Ни к чему хорошему новый почин премьера и его советчиков не приведёт. Путаницы и неразберихи при расчетах будет больше, справедливости ещё меньше. Хотя куда уж дальше!
Мы в своем альтернативном бюджете заявляем: никакой нужды в сворачивании расходов на медицину, образование и науку нет. То же и с ЖКХ. Наоборот, предлагаем существенно увеличить эти расходы. Это базируется на очень серьезных исследованиях. У России прекрасные бюджетные возможности и огромные потоки денег. А все остальное – глупость и корысть. Причем второе сегодня очень сильно перевешивает.