Андрей Крутов: Генпрокуратура должна проверить обоснованность роста тарифов на электроэнергию для жителей Иркутской области
05 марта 2014
Депутаты от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", председатель комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев и член комитета по энергетике Андрей Крутов направили депутатский запрос руководителю Федеральной службы по тарифам Сергею Новикову и министру энергетики РФ Александру Новаку. Они обращают внимание на значительный рост тарифов на электроэнергию для населения в Иркутской области в 2012-2013 годах и просят выяснить, кто несет за это ответственность. А в запросе, направленном генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, депутаты предлагают проверить обоснованность роста тарифов на электроэнергию для жителей Иркутской области. В случае обнаружения фактов нарушения действующего законодательства Генпрокуратуре предлагается принять все необходимые меры к предотвращению нарушения прав жителей Иркутской области.
Комментарий депутата Госдумы от Иркутской области, члена фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Андрея Крутова:
К нам, как к депутатам Госдумы от Иркутской области, неоднократно обращались наши избиратели по поводу роста тарифов на электроэнергию в регионе. И их можно понять. Ведь, например, с января 2012 года по июль 2013 года тарифы на электроэнергию для населения увеличились с 47 копеек до 82 копеек за 1 кВт. За полтора года тариф для городского населения вырос на 20,6 процентов, а для граждан, проживающих в домах с электроплитами, на 72,3 процентов. Я ранее уже обращал внимание на высокие темпы роста тарифов для различных потребителей в Иркутской области. Однако так и не получил ответа, кто несет ответственность за то, что они превышали предельные значения, которые устанавливались на федеральном уровне.
И это в то время, когда годовая инфляция не превышала 7 проц. Например, в 2011 году годовая инфляция находилась на уровне 6,1 процента, в 2012 – 6,6 процентов, в 2013 году – 6,5 проц. Официальный прогноз по инфляции на 2014 год определен в 4,5-5,5 процентов, точечный ориентир 4,8 процентов. Однако уже и Банк России, и Минэкономразвития допускают возможность его увеличения до 5-5,2 проц. При этом предельный рост тарифов на электроэнергию для населения в 2014 год не должен превышать 4,2 процента. С июля 2014 года тариф на электроэнергию для населения в Иркутской области вырастет до 84 копеек за 1 Квт, т.е. на 3 процента. На первый взгляд, это немного, по сравнению с предыдущими периодами. Но здесь необходимо учитывать возможность введения так называемых "энергопайков" социальных норм потребления электроэнергии, при превышении которых будет взиматься дополнительная плата.
В феврале текущего года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому регионы вправе ввести социальные нормы в любое время. Причем в обязательном порядке они должны быть введены во всех субъектах РФ не позднее 1 июля 2016 года. Первоначально предполагалось обязательное введение "энергопайков" каждым регионом уже в 2014 году. С одной стороны, хорошо, что такая "обязаловка" отодвинута на два года, но, с другой, это не мешает любому региону, в том числе Иркутской области, хоть завтра их ввести. А, следовательно, повысить расходы граждан за потребляемую электроэнергию. Причем жителям Иркутской области в этом плане придется нелегко, учитывая низкий уровень газификации региона, а также изношенность жилого фонда и инженерных коммуникаций.
Хочу напомнить, решение о введении "энергопайков" принималось после заявлений на различных уровнях власти о необходимости сдерживания роста тарифов на услуги естественных монополий. При этом предполагалось, что применение социальных норм будет способствовать ликвидации перекрестного субсидирования и стимулировать энергосбережение. Однако опыт реализации пилотных проектов по введению социальных норм потребления электроэнергии в шести регионах показал, что какого-либо существенного снижения перекрестного субсидирования там не произошло. И перекрестное субсидирование на данный момент по-прежнему является в России достаточно серьезной проблемой. А если говорить в цифрах, оно оценивается в сумму более 200 миллиардов рублей. Кроме того, документальное подтверждение снижения энергопотребления также отсутствует. Граждане массово не бросились менять обычные лампы накаливания на энергосберегающие, старую бытовую технику на новую, с меньшим энергопотреблением. При этом стоит отметить, что при расчете социальной нормы потребления электроэнергии не учитывается такой критерий, как доход гражданина.
В целом, создается впечатление, что введение социальных норм является скрытой формой повышения тарифов на электроэнергию. На фоне ранее звучавших заявлений о необходимости ограничения роста тарифов, это может снизить доверие граждан к власти. Власть обязана контролировать этот процесс, а не увеличивать нагрузку на своих граждан, идя на поводу у энергетиков и поддерживающих их министерств и ведомств.