СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Иркутская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиЛицаФото/ВидеоГазетаКонтакты

Трамваи скрипят, но пока ещё едут

16 августа 2023

Почему ангарский трамвай оказался таким дорогим удовольствием для городской казны? И в чьи карманы уходят деньги, которые мы платим за поездки?

В последнее время снова активизировались слухи о скорой кончине ангарского трамвая. Действительно, проблем на предприятии хватает, главная из которых: как сделать его менее убыточным? Вариант решения предлагает Андрей Болгов, депутат Думы Ангарского городского округа от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ

.

Трамвай заработал в Ангарске уже на третий год существования города и в 2023-м празднует своё 70-летие. Этот вид общественного транспорта переживал разные периоды: в 2005 году даже были планы проложить скоростную ветку Ангарск – Иркутск, но идея не прижилась. Сейчас предприятие в кризисе – в 2021 году из-за тяжелого финансового положения закрыли пять маршрутов. Сокращается количество вагонов, график соблюдать сложно.

Трамвайный парк действительно потребляет много бюджетных денег – порядка ста миллионов рублей в год. Экономическая оправданность предприятия отсутствует. Пассажиров ездит мало, трамваи ходят редко. С другой стороны, этот транспорт – часть истории города, социальный вид перевозок. Город, в котором есть трамвай, имеет определённый статус. И закрывать этот вид транспорта никто не будет. Снизить издержки – возможно!

– На данный момент на маршруты выходит чуть больше десятка вагонов, – комментирует ситуацию кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Андрей Болгов. – А на предприятии работает около 170 сотрудников. Есть целые заводы, которые при меньшей численности работников зарабатывают миллионы. Но ангарский трамвай – это социальный вид транспорта, которым пользуются пенсионеры и льготники. Поэтому его значение для жителей трудно оценить с точки зрения коммерческой выгоды.

Кому выгодно "убыточное" предприятие?

Частные перевозчики держат цену поездки 40 рублей и остаются в плюсе. А себестоимость одной поездки в трамвае – более 80. Для пассажиров билет стоит 25 рублей, разница покрывается за счёт бюджета. Трамвай – это единственный муниципальный общественный транспорт в Ангарске. И сейчас задача номер один – не закрывать предприятие, а попытаться сделать его работу более эффективной.

– В 2010 году я работал в подрядной организации, – рассказывает Андрей Болгов, – мы выполняли монтаж оптоволоконных сетей для интернет-провайдеров, нужно было тянуть коммуникации по трамвайным опорам. Был удивлен, узнав, что договариваться нужно ехать не в "Ангарский трамвай", а в конкретные две фирмы. "А какое отношение они имеют к городским опорам?" – удивился я. – И когда в 2020 году я был избран в Думу и снова услышал названия этих двух компаний, не поверил: "В смысле? Это до сих пор продолжается?!"

В конце нулевых за три миллиона рублей в год "Ангарский трамвай" сдал свои опоры этим конторам, которые, в свою очередь, договаривались с арендаторами – провайдерами и компаниями связи, пересдавали им объекты уже по большей цене. Сейчас эти фирмы, по разным оценкам, могут зарабатывать до тридцати миллионов рублей в год! Вопрос: а что мешает МУП "Ангарский трамвай" самому зарабатывать такие деньги?

– МУП не может в одностороннем порядке разорвать договоры, – объясняет кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Андрей Болгов. – Документы составлены очень грамотно, мэрия оказалась беспомощна, суды вставали на сторону коммерсантов. Мало того, в 2016 году договоры были продлены, причём на таких же кабальных условиях. И вот это уже, я считаю, если не покровительство, то попустительство со стороны конкретных чиновников, оценку действий которых должны дать правоохранительные органы!

Именно в то время, в 2016 году, предприятием руководил человек с интересной судьбой. "Ангарский трамвай" он возглавлял всего восемь месяцев и в ноябре 2016-го отбыл в Сочи вслед за своим отцом, где оба заняли руководящие должности в сочинском "Водоканале". Наработали там так, что в 2019 году папу осудили на три года за ущерб городу в размере 38 миллионов рублей. Было бы очень любопытно задать экс-руководителю "Ангарского трамвая" вопросы о продлении договоров с коммерсантами.

– Данные договоры я называю кабальными, – продолжает депутат Думы Ангарского городского округа от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Андрей Болгов, – их было несколько, часть – до 2026 года, часть – ещё дольше... Когда люди мне говорят: "Нам бы заасфальтировать дворы, а денег нет", – я каждый раз думаю: тридцать миллионов за аренду трамвайных опор – это же тридцать готовых дворов!

Решение есть!

Что делать дальше? К сожалению, если не найдется подтверждений корыстного умысла со стороны прежнего руководства "Ангарского трамвая", придется ждать истечения срока кабальных договоров. Но из этой ситуации необходимо вынести немало уроков. И как можно скорее.

– Вопрос об эффективности расходования казенных средств этим предприятием по-прежнему актуален, – говорит Андрей Болгов. – Во-первых, нужен более жёсткий контроль за бюджетными деньгами, выделяемыми на трамвай. Во-вторых, полная прозрачность всех финансовых потоков. В-третьих, отчётность директора трамвая не только перед Думой Ангарского городского округа, но и перед жителями. В-четвёртых, необходимо организовать обратную связь между МУП "Ангарский трамвай" и горожанами. Я уверен, что многие из них могли бы включиться и поделиться идеями, как сделать "Ангарский трамвай" более удобным для самих граждан.

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Иркутской области

© 2006-2024