Асфальт в Иркутске сошёл вместе со снегом. Снова и опять
10 июня 2023
В столице Приангарья как минимум две настоящие беды, одна из которых – дороги. Но, пожалуй, ещё никогда в новейшей истории иркутяне не были так возмущены бесконечным ремонтом дорожного покрытия. Вернее, его ужасным качеством.
Горожане в соцсетях негодуют со страшной силой:
"Дороги строят действительно отвратительно! Например, по ул. Баумана. Ливневой нет, при таянии снега – на дорогах реки, тротуара нет. В плане очередного ремонта дорог в Ново-Ленино заложен также ремонт асфальтового покрытия по 13-му Советскому переулку, а ведь он недавно заасфальтирован, а вот асфальт по 12-му Советскому переулку убит полностью. Наскоро забросали асфальтовой крошкой ямы, безобразие полное, зато новую разметку на разбитую дорогу нанесли!!!"
Денег больше, ямы – глубже
Действительно, добраться из точки "А" в точку "Б" – то ещё испытание на прочность и для водителей, и для их "железных коней". Ведь иркутским автовладельцам приходится тратить немало сил и времени на то, чтобы объехать многочисленные дыры и ямы. А их в этом году стало заметно больше. Любопытно, правда, что и денег на ремонт городских магистралей стали выделять тоже больше. Куда же они уходят, где растворяются?
Общие суммы, выделяемые на ремонт дорог в Иркутске:
В 2020 г. – 0,93 млрд рублей
В 2021 г. – 1,4 млрд рублей
В 2022 г. – 1,5 млрд рублей
В 2023 г. – 1,6 млрд рублей
В 2023 году в областной столице в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" собираются отремонтировать 23 улицы, большинство из которых ведут к школам и детским садам.
Перекресток улицы Киевской и переулка Пионерского – одно из самых людных мест исторического центра столицы Восточной Сибири. Ежедневно тысячи жителей и гостей города бредут здесь в торговые и деловые центры практически по бездорожью. И в таком состоянии в Иркутске пребывают сотни километров дорог.
"Неважно на чём ты ездишь по центру: на джипе, на пикапе, на такси или автобусе – тряска обеспечена. Поэтому скорость движения у нас редко превышает 10 километров в час. Ехать быстрее – значит, рисковать подвеской и резиной", – рассказывает член Общественной палаты Иркутской области Павел Матвеев.
По его словам, Глазковский мост, старейший в Иркутске, в последнее время стал одним из самых опасных участков, ведь проколоть шину здесь проще простого. У водителей давно уже не находится цензурных слов, чтобы выразить своё возмущение, но, кажется, городские власти до сих пор не осознают всю глубину проблемы.
Ремонт длиною в жизнь
Этой весной пользователи социальных сетей от души смеялись над видеороликом, где иркутские коммунальщики засыпают ямы на дорогах, не дожидаясь схода талой воды. Да, именно так: кидают асфальт прямо в воду и смотрят, как он тут же уплывает в неизвестном направлении. Упорство, достойное лучшего применения.
"Качество асфальта надо проверять. Каждый год ремонтируют одни и те же улицы, меняют асфальт, бордюры. Начните с проверок качества асфальта до укладки. Бордюры даже зиму не стоят, рассыпаются – это ненормально. Улицу Баррикад два года назад ремонтировали, сейчас она в ужасном состоянии, потому что изначально был плохой асфальт, его ещё и некачественно положили. Печалька в городе. В Иркутске самые плохие дороги в сравнении с соседними регионами", – возмущаются иркутяне в интернете.
Иркутские дороги регулярно ремонтируют, но вот беда – не всегда вовремя и зачастую не в тех местах, где это необходимо в срочном порядке. Даже глава Приангарья был вынужден признать: проблема есть. И немалая.
Снег с дорог региона сходит вместе с асфальтом, – вынес свой неутешительный вердикт губернатор Игорь Кобзев весной 2023 года.
Не осталась в стороне и иркутская прокуратура, которая ещё в марте внесла представление мэру областной столицы за ненадлежащий ремонт дорог. Стоит ли говорить, что причиной прокурорской проверки стали многочисленные обращения местных жителей? Ревизоры выявили не только дефекты проезжей части, но и отсутствие ограждений, дорожных знаков, разметки и "лежачих полицейских".
В областном правительстве признают, что больше половины дорог так называемой опорной сети Иркутской области находятся в ненормативном состоянии. В этом году показатель отремонтированных дорог планируют поднять до 53%. Это равносильно капитальному ремонту 534 километров асфальта. Через пять лет в области планируют восстановить уже 85% дорог. Обещанного иногда и не три года ждут...
При этом из областной казны на ремонт трасс местного значения выделяются огромные деньги: порядка 1,9 миллиарда рублей только в 2023 году.
Но куда они уходят? Почему простые автомобилисты не видят эти трассы, не чувствуют их под колесами?
Для сравнения
На ремонт дорог местного значения из бюджета Приангарья в этом году было выделено 1,9 миллиарда рублей. Эту сумму распределили по 45 муниципалитетам, руководство которых будет самостоятельно решать, какие участки требуют ремонта, а какие могут подождать.
Примечательно, что основной подрядчик в ремонте иркутских дорог – муниципальный "Иркутскавтодор". Общие расходы бюджета Иркутской области в 2023 году составляют 267,6 миллиарда рублей. То есть на содержание дорог выделяют менее 1% от этой суммы.
Дело в хозяйственном подходе
Поддерживать в приемлемом состоянии городские дороги куда труднее, чем межмуниципальные. Виной тому многочисленные подземные коммуникации – тепловые сети и водопровод. Их регулярный ремонт невозможен без вскрытия асфальта.
ГОСТ предписывает, что эти ямы нельзя засыпать обратно грунтом, ведь рано или поздно он просядет вместе с новым слоем асфальта – нужен гравий. Однако дорожники нередко откровенно плюют на нормативы, не задумываясь о том, что довольно скоро отремонтированный участок придется латать снова и снова. Но бюджет-то бездонный, все вытерпит...
Выход есть
Как заставить дорожников и чиновников работать? Один из самых действенных вариантов – подавать в суд заявления, в том числе коллективные.
"Верховный суд РФ подтверждает право людей требовать от муниципальных властей качественного и своевременного ремонта дорог. И если гражданину сложно самостоятельно обратиться в суд, он всегда может прийти в Центр защиты прав граждан (ЦЗПГ) Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, где ему помогут оформить все необходимые бумаги. В Иркутской области такой центр действует с 2016 года, за плечами его специалистов – десятки выигранных дел и миллионы рублей, которые удалось вернуть гражданам", – объясняет вице-спикер Заксобрания Приангарья Лариса Егорова.
Что ещё можно и нужно предпринять, чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки?
Во-первых, чиновникам из администрации и регионального минтранса необходимо более жёстко контролировать деятельность подрядных организаций, даже когда речь заходит о таких предприятиях, как МУП "Иркутскавтодор", который фактически принадлежит городу.
Во-вторых, все проектные работы, касающиеся автодорог, должны проводиться людьми, хорошо знающими город и его особенности. Когда этим занимаются привлеченные из других городов специалисты, мы имеем то, что имеем.
В-третьих, давно пора устранить вопиющий перекос в финансировании дорожного хозяйства в России. Местные трассы не менее важны для жителей, чем федеральные.
И конечно, контролирующим органам надо жёстче следить за качеством применяемых материалов, внедрением новых технологий и, главное, раз и навсегда положить конец коррупции в дорожной сфере!